Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Для компетентных родителей. Развитие памяти и внимания младших школьников

Дата: 12 марта 2023 в 20:07, Обновлено 12 марта 2023 в 20:19
Автор: Шлык И. Н.
79 просмотров

Если вы заметили, что школьнику сложно даётся запоминание информации, стоит уделить внимание развитию памяти младших школьников.
Первое, что нужно – определить ведущую память ребенка.
Существуют три канала восприятия:
1. Аудиальный, или звуковой.
Аудиал - человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Они чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Их доминирующее чувство - слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные навыки.
2. Визуальный, или зрительный.
Визуал лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести.
3. Кинетический, это ощущения.
Для этих людей в первую очередь важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Они хорошо вспоминают ощущения, движения, запахи и в большей степени ориентируются на чувства.
«Чистых» типов запоминания нет. Но есть ведущие.
Здесь нужно действовать так.
Узнать ведущий тип запоминания, научить ребенка его использовать. Дополнительно развивать другие каналы восприятия информации.
Ребенок аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить, слушать. Общение для них играет огромную роль. Для них характерно проговаривание вслух своих действий.
Дети-визуалы лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов. У них хорошо развита моторика пальцев, а словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.
Ребенок –кинестетик – настоящий практик. Он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, ощупывая и даже пробуя на вкус. В школе кинестетик любит трогать учебные материалы, собирать или разбирать пособия. Они не очень любят читать. Им проще интереснее писать. Именно поэтому часто таких детей чтению обучают через письмо.
Попробуйте потренироваться вместе со своим ребёнком.
Вот упражнения на развитие памяти у младших школьников.
Упражнения для развития слуховой памяти
1. Упражнение «Повтори слова»
Очень простая и увлекательная игра «Повтори слова». Правила этой игры просты:
Вы проговариваете слова для ребенка
Ребенок слушает
Задача ребенка назвать эти слова вслух, можно без определенной последовательности.
2. Упражнение - игра «Испорченный телефон»
Задача игроков встать змейкой, паровозиком или в круг и первый игрок своему соседу шепчет слово и так по кругу или в той последовательности, как стоят игроки, передаётся слово. Последний называет слово, которое услышал. Игра еще может стать и весёлой, так как по-разному каждый может воспринять и услышать.
3. Упражнение «Распутай слово»
Ваша задача подготовить для ребенка предложения. Затем - проговорить их в разбросанном порядке. Задача игрока - произнести в первоначальном виде (например, «Мама пошла в магазин» - «пошла, магазин, мама, в; «Степа не любит кашу по утрам» - не, кашу, утрам, любит, Степа, по)
Упражнения направленные на развитие зрительной памяти
• Упражнение «Слово и образ»
1. Выпишите себе 10 слов. Это может быть что угодно.
2. Положите перед ребёнком листок бумаги и ручку.
3. Ваша задача читать слово. Ребёнок на несколько секунд должен зарисовать то, что ассоциируется у него с этим словом.
4. Когда вы всё продиктовали, а ребенок зарисовал, то попросите его назвать как можно больше слов по своим картинкам.
• Упражнение - игра «Фотограф»
Игра для большого количества людей.
1. Выбирается из всех участников один человек - он фотограф.
2. Вы - как ведущий, расставляете детей в определенной последовательности.
3. Фотограф запоминает последовательность игроков, а потом отворачивается.
4. В то время, пока фотограф не видит, вы меняете послеждовательность участников. Они смогут сделать это сами.
5. Фотограф поворачивается. Его задача – вспомнить, кто в какой последовательности был.
Упражнение «Чего не стало?»
Вы берете любые предметы, очень интересно использовать предметы на какую-то тему.
Раскладываете на столе (или другой поверхности) выбранные предметы в определённой последовательности.
Задача ребенка запомнить последовательность.
Потом вы, пока ребенок не видит, должны убрать какой-либо предмет или же поменять последовательность.
Задача ребенка вспомнить, как было.
Упражнения, чтобы развивать кинетическую память
1. Игровое упражнение «Волшебный мешок». Здесь понадобится реквизит: мешок и предметы, которые находятся внутри. Задача ребенка закрытыми глазами доставать и называть предметы из мешочка, запоминая ощущения. А после - вспомнить максимальное количество предметов.
2. Оригами – тоже отличное упражнение. Детей затягивает это процесс моделирования чего-то из бумаги, при этом он очень полезен. Повторяя одни и те же движения, мы запоминаем, как это делать, нарабатывая, так сказать, руку.
Универсальный способ – это пересказ. Он необходим всегда и везде.
Чтобы память была хорошей, детям необходимо:
• Выполнять упражнения по развитию слуховой памяти
с детьми младшего школьного возраста, и других каналов восприятия информации.
• Быть здоровым, правильно питаться. Организму должно хватать витаминов и минералов для учебы и активной жизни.
• Учиться запоминать разными способами. Использовать специальные техники.
• Достаточно спать. Свою норму по часам, а не пересыпать или недосыпать, что сейчас становится каким-то тендемом.
• Отдыхать. Выделяйте в графике ребенка время на отдых. Это может быть поход в музей, театр, кинотеатр, встреча с друзьями и много то, что любит ваш ребенок.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Помните, память ребенка - это его интерес.
Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.
2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.
3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке). 4. Организовывайте режим дня ребенка.
Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и памяти.
5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".
6. Развивайте произвольное запоминание.
Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.
7. Не "злоупотребляйте" механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.
8. Развивайте волю школьника, мышление, внимание и воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.