ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Воспитателем и учителем надо родиться:
им руководит прирождённый такт.
И. Дистервег.
Основу норм правил для педагогов составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнёрства и солидарность.
I. Личность педагога
1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2. Педагог требователен по отношению к себе и стремиться к самосовершенствованию.
3. Для педагога необходимо постоянное обновление.
II. Ответственность
4. Педагог несёт ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – воспитания.
5. Педагог несёт ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
6. Педагог несёт ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
III. Авторитет, честь, репутация
7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
8. Педагог передаёт молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
9. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельной взятой ситуации.
10. Авторитет педагога основывается на компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.
11. Педагог дорожит своей репутацией.
IV. Взаимоотношения с другими лицами. Общение педагога с воспитанниками
12. Педагог выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
13. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
14. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
15. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремиться укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
16. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
17. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.
18. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи не должно быть ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
Общение между педагогами
19. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
20. Педагоги избегают необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
21. Педагоги образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
22. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в образовательном учреждении, а не за его пределами.
23.Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Взаимоотношения с администрацией
24. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
25. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
26. Оценки и решения директора образовательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
27. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
Отношения с родителями (опекунами, попечителями) учеников
28. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (опекунами, попечителями) учеников.
29. Педагог консультирует родителей (опекунов, попечителей) по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
30. Отношения педагогов с родителями (опекунами, попечителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.
V. Взаимоотношения с обществом
31. Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.
32. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает конфликтов. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
33.Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.