Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Дата: 11 февраля 2021 в 08:55
Автор: Бандюк С. Н.
<article>

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

То, что идет от сердца, до сердца и доходит.

Пайэтт   

 Медиация - это метод разрешения конфликтов, разработанный в 60-е и 70-е годы и успешно используемыйсегодня во многих областях жизни. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция,  психология, социология, конфликтология, лингвистика. Каждая из этих наук нашла свое отражение в медиации.

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов: 

профессиональных споров, бытовых ссор – стала применяться с 60-х гг. XX столетия общественными советами США и Канады. Медиация расширяла границы прав и возможностей людей решать свои собственные проблемы. Однако, использование медиации периодически сталкивалось с критикой. Но, несмотря на это, данный способ урегулирования конфликтов нашел множество сторонников в поддержке его внедрения в различные сферы деятельности человека.

Данный метод в 70-х годах стал применяться в Латинской Америке, особенно в Аргентине. В Европе за короткое время медиация стала самостоятельной профессиональной практикой. Например, во Франции практически все имущественные споры разрешаются медиаторами, минуя судебную систему. В 2003 г. в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. В Германии, России на протяжении многих лет ежедневно в прайм-тайм по одному из телевизионных каналов идет передача, где профессиональный медиатор проводит процедуры медиации.

        Школьные службы примирения начали создаваться в России более 12 лет назад (в 2001–2002 гг.). Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе №464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Их становление является результатом тринадцатилетней работы межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и его партнеров, в ходе которой в России была разработана модель «школьных служб примирения» и накоплен опыт их работы в школах, колледжах, а также в детских домах, интернатах и т. д.

   С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной нашим законодательством наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена нашей судебной системой и повсеместно внедряется  при рассмотрении споров.

        Рассмотрение спора миром в присутствии посредников на территории Беларуси появилось вместе с формированием первых государств. Так первое письменное упоминание о привлечении третьих лиц для участия в разрешении спора на территории Беларуси относится к началу XIII века и содержится в статье 33 Договора Смоленского, Витебского и Полоцкого княжеств с Ригой, Готландской землёй и немецкими городами 1229 года. В дальнейшем процедура посредничества нашла свое закрепление в Статутах Великого Княжества Литовского 1566 и 1588 годов. Так, согласно ст. 85 Статута 1588 года гражданский спор между сторонами мог разрешаться «полюбовным судом» и результатом рассмотрения являлось вынесение решения на основе мирового соглашения между сторонами в споре – «компромисса».

  Одним из первых в некоммерческом секторе популяризацией и продвижением технологии медиации в Республике Беларусь занимается Общественное объединение «Образовательный Центр “ПОСТ”». Многолетнее сотрудничество с немецкими партнерами и серия образовательных визитов с возможностью знакомства с практическим воплощением идеи медиации в Германии в конечном итоге материализовалось в обучающей программе «Медиация: искусство договариваться» (2010–2011 гг.) и создании Школьных служб примирения в СШ № 161 г. Минска и СШ № 17 г. Борисова, в Юридических клиниках БГЭУ и БГУ.

Шульга Оксана Константиновна

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.