Школьная иерархия. Важна или нужна?!«Как жить счастливо в семье, в школе?"
Поговорим на тему признания авторитета учителей в школе и как это связано с учебным процессом, с дисциплиной, с атмосферой взаимопонимания и уважения между двумя основными фигурами в школе: учеником и учителем. И о том, как уважение к учителю на уроке влияет на весь учебно-воспитательный процесс.
Создание правил поведения и соблюдение их очень важно для поддержания дисциплины в классе. На уроке учитель отдает свою энергию, делится знаниями. И если уметь воспринимать то, что дает учитель, то уроки превратятся в место, где в школе учатся и наслаждаются учебным процессом.
Но как учителю наладить контакт, если ученик бросает вызов учителю и не обращает внимания на замечания? Какой должна быть реакция взрослого человека в подобной ситуации если ребенок, нарушая дисциплину, пытается привлечь внимание, которого, может быть, ему так не хватает. Что же делать в такой ситуации учителю? Или ученик, демонстрируя плохое поведение, недовольство, намеренно нарушает дисциплину, мстит за нанесенные ему ранее обиды. И не обязательно, что именно этот учитель обидел ребенка. Иногда дети мстят за обиду, нанесенную другими. Как быть в этой ситуации учителю?
Одним из мотивов плохого поведения учеников, является то, насколько в родительской семье учат признавать авторитет и подчиняться ему? А как в вашей семье учат уважать учителя?Дисциплина, уважение к педагогу и вообще к человеку – начинается с порядка внутри семьи. Задумывались ли вы к каким последствиям может привести ребенка негативная установка или некорректная шутка, сказанная вами в адрес учителя?
В семье для установления четких границ, авторитета существует иерархия. Начинается она с родителей. Они несут ответственность за детей и имеют всю власть в своей семье. Есть главный – это папа, потом мама, а следующие дети. Это устройство семейной системы нигде не прописано, но психологически должно ощущаться. Но сами же родители и нарушают иерархию, что приводит к психологическим отклонениям, как в семейной системе, так и в личности каждого члена этой семьи. И больше всего страдают дети. Ведь дети берут модели поведения родителей. И других вариантов для поведения у них нет.
В школе также есть границы, авторитет учителя. Учитель несет ответственность за каждого ребенка в классе. В семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым. В первую очередь это пойдет на пользу вашему ребенку. Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы: «Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?». Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.
Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Многие родители об этом забывают и еще больше разогревают конфликт. Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной,догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.
Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.
Но как быть, если поведение учителя выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.
Стратегия и практика при разрешении конфликта:
Шаг 1:Поговоритес ребенком.
Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.
Как говорить с ребенком, чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:
Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.
Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.
Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу. Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.
Шаг 2: Побеседуйте с учителем
Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.
Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?
Шаг 3: Сделайте выводы
После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте! Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации.
Шаг 4:
Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.
Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.
Буду благодарна за комментарии,
ваш школьный педагог-психолог Татьяна Михайловна Гуринович