Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 14 человек

Родительский университет. Как помочь ребенку стать внимательнее?

Дата: 16 февраля в 12:19
Автор: Шлык И. Н.
12 просмотров

Результаты обучения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии: активно усваиваются знания и формируются мыслительные операции, интенсивно развивается вербальное мышление (мышление, оперирующее понятиями). Активно развивается способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. Эти изменения должны активно использоваться в работе с детьми. Хорошо развитое внимание и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм. Но трудно быть внимательным, когда учишь сложный урок. Почему так происходит? Потому что в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным (случай с интересным фильмом) и произвольным (сложный урок).
Непроизвольное внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов очень много, но их можно разделить на две группы:
1) всё, что привлекает своими внешними свойствами (громкие, неожиданные звуки; яркие вкусы; что-то новое);
2) всё, что интересно ребёнку, связано с его любимыми занятиями.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определённую цель и прилагает усилия, старания для её достижения.
Задача по математике не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома — он овладевает вниманием совершенно независимо от нас. А чтобы решить математическую задачу, надо самому удерживать на ней внимание. Иногда решение задачи становится для человека настолько интересным делом, что он может даже не услышать удара грома. Тогда можно говорить о том, что внимание из произвольного превратилось в непроизвольное.
Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки — зуки).
Произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается именно в семье. Внимание также имеет следующие свойства и особенности.
Концентрация — умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в проблему.
Время, в течение которого сохраняется концентрация внимания, указывает на устойчивость внимания. Некоторые учёные полагают, что гениальные мыслители наделены особо устойчивым вниманием. Но именно из-за сверхконцентрации и возникают иногда комичные ситуации…
Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он отметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит…часы. Но когда учёного спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
Высокая концентрация — это и наблюдательность, и организованность. Развивать её можно, выполняя такие упражнения, как поиск одинаковых фигур, счёт кружков в каждой цветовой группе (кто точнее и быстрее), запутанные линии «У кого что?»,«Лабиринты» и другие.
Распределение — одновременное внимание к двум или более объектам и выполнение действий с ними. Это свойство можно представить как расщепление луча прожектора в двух и более направлениях. Успешность усвоения русского языка связана с этим свойством.
При каких условиях ч человек может распределить своё внимание? Например, чтобы успешно выполнять одновременно две работы, надо по крайней мере в одном деле быть мастером. Тогда эта работа будет выполняться автоматически, «сама собой», а человек будет лишь время от времени сознательно контролировать и регулировать её. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой.
Одни люди легко могут делать два дела сразу, другим это очень трудно. У одних внимание распределённое, у других — концентрированное. Некоторые могут легко и просто переходить от одного занятия к другому — у таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход от одного дела к другому связан с определённым усилием:
им нужно время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются таким свойством внимания, как переключение.
Переключение — перемещение внимания с постановкой новой задачи. У некоторых людей проявляется такое свойство внимания, как рассеянность. Этим словом обозначают два вида невнимательности по двум причинам:
– от слабости внимания (человек ни на чём не может сосредоточиться на долгое время);
– от сильного сосредоточения на одном предмете (человек не способен замечать ничего другого, поэтому и рассеян).
Умение переключать внимание помогает ребёнку переключаться на различные виды деятельности во время урока.
Для изучения способности к переключению и для тренировки можно использовать такое упражнение: сосчитать от 1 до 83, отыскивая соответствующие числа на рисунке, и засечь время (или провести соревнование с кем-либо). Запомнив время, можно тренировать эту способнос способность, а затем проверить, улучшился ли результат.
Устойчивость — умение длительно сосредоточиваться на одном объекте.
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трва — трава), пропускать, переставлять слоги в словах; добавлять гласные буквы (тарава — трава).
Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа. Ведущая роль при овладении чтением принадлежит именно устойчивости внимания.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объёме легче сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Сколько объектов запомнил человек за 2–3 с, таков его объём внимания (обычно от 4 до 6). У школьника 1–2. Чем лучше техника чтения, тем больше объём внимания. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму.
Для развития объёма внимания можно использовать упражнение: подготовьте 10–12 разных предметов, накройте их газетой. Предложите ребёнку запомнить предметы за 2–3 сек.
Советы по развитию внимания.
Верный путь развития внимания — учиться работать в разных условиях, в шумной обстановке, стараться не замечать того, что мешает занятиям.
Развитие устойчивости внимания человека связано с выраженностью его волевых качеств. Необходимо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином собственных действий, сосредоточиваться, когда этого совсем не хочется.
Рекомендуется чаще следовать принципу «надо», а не принципу «хочу». Поэтому приучайте детей начинать работу с трудного и неинтересного, сначала выполнять дела, которые хочется отложить на потом. Но при этом не следует забывать о перерывах.
Полезны подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы. Но сами по себе подобные занятия не развивают внимание, этому способствуют стремления, желания, цели. Можно годами увлекаться шахматами и быть не очень внимательным человеком.
Важно помнить: чем больше та или иная деятельность соответствует собственным интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Нельзя позволять себе делать её без радости.
Большую пользу принесут систематические упражнения по одновременному выполнению различных действий. При этом важно сохранить достаточно хорошим общее восприятие каждого объекта и в то же время следует концентрировать внимание на главном, выделяя его из второстепенного.
Тренировка переключения внимания должна идти по трём направлениям:
умение быстро переключать внимание с объекта на объект;
умение выделять наиболее важные объекты;
умение выбирать оптимальный маршрут восприятия, что образно называют выработкой «маршрута восприятия».
Невнимательность может быть вызвана рядом причин:
– физиологические (любое заболевание, недомогание, т. п.).
– социальные (неприятности);
– дефицит внимания родителей.
Помните: внимательный ребёнок не только заметит ошибку у себя в диктанте, но и не пройдёт мимо лежащей на тротуаре бумажки, не оставит без внимания мамино плохое настроение или грустные глаза сестры.
Помните: самому ребёнку развивать произвольные процессы трудно. И главным помощником в этом должны стать мама и папа. Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.