-
- АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ГУО "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 Г.ЖИТКОВИЧИ ИМЕНИ И.Н.БАНОВА"
- ИНФОРМАЦИЯ о руководителе и заместителях
- ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН руководством школы
- Информация об ответственных лицах (административные процедуры)
- ПОРЯДОК предоставления гражданами сведений (документов)
- Вышестоящие государственные организации
- Отдел образования Житковичского райисполкома
- ГРАФИК проведения «прямых телефонных линий» руководством Житковичского районного исполнительного комитета
- Сведения о ведомственной подчиненности и книге замечаний и предложений
- Обратная связь
-
- План работы МО классных руководителей
- Положение о МО классных руководителей
- ПРАВИЛА внутреннего распорядка для учащихся Государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Житковичи имени И.Н.Банова»
- Требования к ведению дневников
- Темы по самообразованию классных руководителей
- Функциональные обязанности классного руководителя
-
- ПАМЯТКА "ЗИМНИЕ ОПАСНОСТИ" Особенности безопасного поведения в зимний период
- Дорожная безопасность детей в зимний период
- Безопасность зимой (видеопрезентации)
- Правила поведения на льду
- Пиротехника, правила безопасности (видеопрезентация)
- Памятка. Опасность пиротехнических изделий
- Правила безопасного поведения в холодное время года
- Правила безопасности для детей и родителей в зимнее время года
- ОСТОРОЖНО! ПЕТАРДЫ! (ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ)
- Родителям об опасности пиротехнических средств
- Основные правила безопасности при использовании пиротехнических изделий (видео)
- Безопасность на воде
- Компьютерный вирус - это ...
- Рекомендации по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
- Памятка о пожарной безопасности для детей
- Информация о внесенных изменениях в Правила дорожного движения в части использования велосипедов, средств персональной мобильности, организации пешеходного движения
- Безопасный путь до школы
- Правила безопасного поведения учащихся во время зимних каникул
- ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
- ПАМЯТКА ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ (ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ)
- Каникулы и электротравматизм (информация для взрослых)
- Правила пожарной безопасности и электробезопасности для учащихся 1-4 классов
- Родителям о наркомании: как защитить детей
- Памятка для учащихся по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах
- Памятка школьникам по поведению при возникновении угрозы совершения террористического акта
- Памятка школьнику БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ
- Азбука для родителей (учим ребёнка правилам безопасности)
- Памятка школьнику "Осторожно - газ!"
- Фликеры – реальный метод предотвращения непредвиденных ситуаций
- Требования безопасности при эксплуатации электрических сетей и оборудования
- Правила пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования
- Уроки безопасности (видео)
- Деньги имеют значение
- Киберпреступность является международной проблемой
- Профилактика отравлений лекарственными средствами и средствами бытовой химии у несовершеннолетних
- О пожарной безопасности детям
- Правила поведения при ПОЖАРЕ - Детская Видео Энциклопедия лукоморье
- ПРОФИЛАКТИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- Ответственность за жестокое обращение с животными
- Электробезопасность
- Вниманию школьников о соблюдении правил электробезопасности!
- Поражение электрическим током
- Сваттинг
- Правила пожарной безопасности и электробезопасности для учащихся 5-11 классов
-
- Об организации
- Устав Общественного Объединения "Белорусская Республиканская Пионерская Организация"
- Руководство организации
- Талисман и слоган ОО «БРПО»
- Фирменный стиль ОО «БРПО»
- Образовательная платформа для вожатых
- Образовательная платформа для пионеров
- Мультфильмы про организацию «Будь в команде Огонька»
- Родителям об ОО «БРПО»
- Инфографика ОО «БРПО»
- Проекты ОО «БРПО»
- Наша пионерская дружина
- Его имя носит дружина
- Совет дружины
- Пионерские отряды, октябрятские группы
- Новости пионерской дружины
- Мы в интернете
- Наш девиз
-
- Информационный сборник технологических карт блюд и изделий
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 октября 2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся»
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ в 2024/2025 учебном году
- Памятка для родителей "Правила здорового питания"
- Что такое здоровое питание
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555
- ГРАФИК ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ на 2024/2025 учебный год
-
-
- Проект POMOGUT.BY
- Нормативные документы
- План мероприятий по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, социальной реабилитации наркозависимых лиц в Гомельской области на 2023-2024 годы
- План мероприятий по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков
- Профилактика наркомании и токсикомании у подростков
- 10 причин не принимать наркотик
- Лекционный материал по профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
-
- ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- Интернет-ресурсы по профориентации
- Как не ошибиться, выбирая профессию
- Памятка выбирающему профессию
- Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь
- Учреждение образование "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации"
- YouTube-канал «Твоё профессиональное образование»
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
- Профориентационный портал Гомельской области
- Обучение профессиям, востребованным в районе
- Список актуальных вакансий в районе
- БГСХА МРиПО
- Исторический факультет БГУ
- Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»
- БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
- Учреждение образования «Мозырский государственный медицинский колледж»
- Военно-профессиональная ориентация
-
- Дерево Здоровья
- Индекс массы тела
- 15 фактов о гепатите, которые надо знать
- Для того чтобы избежать проблем с употреблением наркотиков вашими детьми, помните: 1.Вы должны...
- Что такое кибербуллинг и как защитить детей в сети Интернет
- Остановим наркоманию вместе!
- СУСУ "ДЮСШ г.Житковичи" информирует
- Спасём наших детей
- Время информационных технологий повлекло за собой новую проблему – вовлечение молодого поколения в незаконный оборот наркотиков и, непосредственно, наркоманию среди молодых людей и даже детей.
- Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
- Уголовный Кодекс Республики Беларусь
- Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся
- Инструктаж для родителей на период осенних каникул.
- БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ
- Квалифицированная помощь психолога
- Информация для родителей по предотвращению и профилактике употребления наркотиков
- Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам.
- Рекомендательный список литературы для чтения летом
- Требования к школьной форме учащихся
- Осторожно, вейпинг! (Памятка для учащихся и родителей)
- Топ 5-признаков, что школьник пристрастился к «вейпу»
- Профилактика детского травматизма в холодное время года
- Ознакомьте с правилами поведения на льду своих родных, знакомых и особенно детей!
- Осторожно, вейпинг! Памятка
- Нет насилию!
- Ответственность родителей за воспитание детей
- Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях
- Участие и вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия опасно!
- Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений
- Правила безопасности при использовании средств индивидуальной мобильности
- Памятка: Законодательство Республики Беларусь об ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей
- Памятка: правила поведения на воде.
- ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТОВАРОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ I–ХІ КЛАССОВ
- Если Ваш ребёнок испытывает трудности в усвоении образовательной программы или имеет нарушение в звукопроизношении, тогда Вам необходимо обратиться в ГУО «Житковичский районный ЦКРОиР» по адресу: г. Житковичи, ул. Солнечная, д.7; тел.:5-24-96
- Подготовка к школе
- Памятка для родителей детей младшего школьного возраста
- УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС!
- Обращение участников форума "Детство без насилия" к жителям Гомельской области
- Список мест Житковичского района, не рекомендуемых для нахождения несовершеннолетних без сопровождения взрослых
- Неполная семья. Советы одиноким родителям
- Рекомендации одиноким родителям
- Об усилении пропускного режима в учреждении и правилах поведения посетителей в здании школы
- Памятка для родителей «Правила безопасности учащихся в период зимних каникул»
- Ответственность по пиротехнике
- Рекомендации по профилактике наркомании и токсикомании у подростков
- Рекомендации по предупреждению наркомании и токсикомании у подростков
- Объявление "Кризисная комната"
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЕТРЯНОЙ ОСПЕ
- Памятка для родителей «Безопасное лето каждому ребенку!»
- Памятка для родителей «23.00. А Ваши дети дома?»
- Примерный рацион питания на зимне-весенний период
- Памятка «Осторожно, тонкий лед!»
- Как спасти школьника от перегрузок. Советы врачей.
- «Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей, в том числе посредством сети Интернет».
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ "ОСТОРОЖНО, ТОНКИЙ ЛЕД!"
- КАК ВЫРАСТИТЬ СЫНА БЕЗ ОТЦА
- Интернет-мошенничество - памятка для граждан
- Критерии и показатели социально опасного положения
- Памятка для родителей. Профилактика гриппа и ОРВИ
- Основы электробезопасности
- Основы пожарной безопасности
- Памятка-буклет - признаки употребления наркотических средств, психотропных веществ
- Заявление об индивидуальном обучении (образец)
- Научите детей в случае пожара звонить по номеру "101" или "112"
- Образовательный процесс в четвертой четверти
- Редактирование страницы "Регистрация абитуриентов для участия в централизованном тестировании (ЦТ) 2020 года будет проводится со 2 мая по 1 июня посредством электронной почты."
- Памятка для родителей по безопасности детей в летний период 2020
- Открытие Инженерного Инновационного Класса
- Буллинг (памятка)
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»
- Сведения о пожарах и их последствиях
- Уважаемые родители! Сегодня нужно тщательно анализировать то, что происходит на улице, в интернете, а также в умах нашей молодежи.
- Родителям – инструкция на осенние каникулы
- Снижает интеллект и объем мозга: ученые выяснили, какая привычка приводит к отупению
- Памятка для родителей «Как уберечь себя и детей от заражения. Правила поведения в условиях пандемии коронавируса для предупреждения распространения COVID-19»
- Рекомендации родителям учащихся, временно находящихся на дистанционном обучении
- Памятка КДН, Осторожно! Пиротехника! 2020
- Стоп, водоем опасная зона (2020)
- Некоторые требования при выборе мест проведения фейерверков
- УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – НЕЗАКОННЫ!
- Зовут поучаствовать в протестной акции? Думай головой – не ведись на провокации!
- Уважаемые родители! Не допускайте участия подростков в незаконных массовых мероприятиях.
- Полезные ссылки
- Психосоциальное анкетирование учащихся 5-11-х классов
- Информация о компьютерной зависимости
- Результаты анкетирования учащихся "Безопасный интернет"
- Комиссия по делам несовершеннолетних Житковичского РИК информирует
- Памятка об ответственности родителей за воcпитание детей
- Памятка для родителей по правилам дорожного движения
- Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
- Памятка как защитить детей от пожаров
- 10 правил электробезопасности для взрослых и детей
- Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
- Сроки выдачи медицинской справки учащимся
- Коллекция одежды делового стиля
- Права и обязанности родителей
- О совершенствовании медицинского контроля за состоянием здоровья детей
- Инструктор по решению кризисных ситуаций
- Памятка родителям «компьютерная безопасность»
- Дневники учащихся
- Информация о телефонах "горячей линии"
- Памятка родителям по правилам дорожного движения
- Памятка по правилам поведения в лесу
- Советы психолога родителям на летние каникулы
- Советы родителям на каникулы
- Памятка для родителей к летним каникулам
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
- Обращение к родителям
- Список мест, не рекомендуемых для нахождения несовершеннолетних без сопровождения взрослых
- Безопасный мир раннего детства
- Осторожно, тонкий лед!
- Опасные факторы зимнего периода. Правила безопасного поведения детей
- Функции автономного пожарного извещателя
-
- Психологические аспекты буллинга (школьной травли)
- Методика на выявление «буллинг-структуры»
- Нормативные правовые документы
- Информация об СППС
- Рекомендации родителям по предотвращению депрессивных состояний ребёнка
- Рекомендации родителям по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
- ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- КАК СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА?
- График работы педагогов-психологов, педагогов социальных
- Рекомендации педагогам по профилактике и предотвращению травли среди учащихся»
- Школьная иерархия. Важна или нужна?!«Как жить счастливо в семье, в школе?"
- Кризисная комната
- ВАРИАНТЫ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫМ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ И ПОБЕГАМ ИЗ ДОМА
- Профилактика суицида среди детей и подростков.
- Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети.
- Памятки для родителей, учителей и классных руководителей (профилактика суицидального поведения).
- Педагоги-психологи школы
-
- Памятка о пожарной безопасности для детей
- Ответственность несовершеннолетних за использование электронных систем курения
- Осторожно, вейпинг!
- Правила поведения на воде
- Ответственность несовершеннолетнего за мелкие хищения и кражи
- Школа юного олимпийца
- Правила поведения на осенних каникулах
- Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам (Беларуская літаратура)
- Рекомендательный список литературы для чтения летом (русская литература)
- Требования к школьной форме учащихся ГУО «Средняя школа №3 г.Житковичи имени И.Н.Банова»
- Информация о сроках и формах проведения вступительных испытаний в гимназии, лицеи, катедском училище
- Правила внутреннего распорядка для учащихся
- Выбираем профессию сами
- Первые каникулы учебного года! Стань заметней в темноте!
- Ситуационные задачи
- Зимние опасности
- Опасные зимние игры
- Деловой стиль одежды
- Игромания
- ПАМЯТКА О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ
- УРА! КАНИКУЛЫ Памятка для учащихся по правилам безопасности на период зимних каникул
- О запрете пиротехнических средств и об опасности зимних игр
- Использование элементов цифровой трансформации
- ПРАВИЛА внутреннего распорядка для учащихся Государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Житковичи»
- ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОСТОРОЖНО, ТОНКИЙ ЛЕД!"
- Правила безопасности и культуры поведения для учащихся во время весенних каникул.
- Выбери жизнь, свободную от вредных привычек!
- ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПО ВЕДЕНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
- Буллинг (памятка для учащихся)
- Для чтения с увлечением
-
- ЦЭ и РТ 2025
- Военная академия РБ
- Машиностроительный факультет Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого
- О заключении целевых договоров на обучение
- ОБУЧЕНИЕ в высших военных учебных заведениях в интересах органов пограничной службы Республики Беларусь
- Если вы решили стать офицером-пограничником
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО КУРСАНТА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МЧС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- Факультет физики и информационных технологий УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» приглашает Вас и учащихся Вашего учреждения образования ознакомиться с информационным буклетом нашего факультета.
- Учреждение образования «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
- Профориентационный материал БТЭУ ПК
- Кафедра "Технология машиностроения" УО "Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого"
- Учебные заведения Республики Беларусь
- Гомельский областной профориентационный портал
- Рекомендации психолога
-
- Правила педагогических работников
- ВАЖНО! Профессиональное пенсионное страхование и ДОПЛАТА к заработной плате
- Профилактика эмоционального выгорания
- Цифровые учебные задания со встроенным сервисом анализа знаний учащихся
- Памятка-буклет о признаках употребления наркотических средств, психотропных веществ
- АЛГОРИТМ действий педагогического работника в ситуации конфликта с учащимся на уроке
- ПРОГРАММА непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025
- Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
- ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Неделя родительской компетентности. Культурные ценности семьи
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Тараданова Дарья
Воспитание человека начинается в семье.
Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.
В семье у ребенка формируется умение ценить и уважать труд взрослых.
В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности.
В семье закладываются основы духовной культуры человека.
В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия.
Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.
Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга) - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки; значительно «выиграют» в развитии. Особенно в нравственном и художественном. Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.).
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное вами семечко.
Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать. Ребенок «зеркало семьи», так говорится в народе, но он не всегда усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом внутренней потребности.
Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фото-летописи (а сегодня – видео-летописи) и т.д.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.
Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.
По установившимся в семье традициям можно судить о нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности. «Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.
Действительно, когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходится искать, как говорил А.С. Макаренко, «хитрейших рецептов воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от покупки игрушек, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, проявлять заботу о близких, стариках, детях, справляться об их самочувствии.
Трудовая атмосфера семьи. Участие в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других.
Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.
Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?
В одной семье и пересоленный суп – тема серьезная: отодвигается тарелка в сторону и объявляется «голодовка». В другой мелких кулинарных издержек не замечают, а если и подметят, то в необидной форме, вроде: «Сегодня наша хозяюшка замечталась» - или: «Сразу видно, что готовили две хозяйки – большая и маленькая… и обе очень старались» Для таких семей характерны не ссоры, а юмор. Кто из нас не знает, как даже в сложных ситуациях, в назревающих конфликтах выручает юмор. Он помогает снять напряжение, и тогда претензии, споры разногласия разрешаются мирно и более разумно. Как важно нам, взрослым, иметь это в виду в отношениях с детьми. Ведь порой достаточно изменить реплику, слово, сменить гневный тон на миролюбивый, придать фразе юмористическую окраску, и сказанное приобретает необходимую тональность.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.
Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьез, или мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным! И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.
Телефон: 8-02353-5-45-01 (факс)
Email: zhitkovichish3@zhitkovichi.gov.by