Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 333 человека

Дополнительная информация (комментарий) по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них»

Дата: 21 мая в 09:51, Обновлено 21 мая в 09:51
Автор: Ханеня О. А.

Дополнительная информация (комментарий)

по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» и постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283»

 

  1. Реализация Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них»

Основные нормы Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» (далее – Указ):

первая – прием в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии-колледжи искусств без вступительных испытаний (сохранение в гимназии-колледже искусств проверки способностей в области отдельных видов искусств);

вторая – возможность изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • подпункт 1.1 пункта 1 Указа (в части приема без вступительных испытаний) распространяется только на II ступень общего среднего образования, т.е. на V-IX классы. Вопросы приема на III ступень общего среднего образования в гимназии, гимназии-интернаты, как и ранее, регулируются Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), а точнее – пунктом 4 статьи 159 Кодекса, в котором в связи со вступлением в силу Указа утратила действие часть первая.

Таким образом, лица, получившие базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств, по их желанию продолжают обучение в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств на III ступени общего среднего образования без вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства;

  • учебные предметы на повышенном уровне могут изучаться, но не должны изучаться в обязательном порядке.

Исходя из изложенного и в целях реализации пункта 2 Указа были внесены определенные дополнения и изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10). Полный вариант Положения об учреждении общего среднего образования со всеми дополнениями и изменениями размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2017/2018 учебного года).

  1. Реализация постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283»

Дополнения и изменения, которые внесены в Положение об учреждении общего среднего образования:

первая группа – дополнения и изменения, связанные с практикой применения данного нормативного правового акта;

вторая группа – дополнения и изменения, связанные с реализацией Указа.

Дополнения и изменения, связанные с практикой применения данного нормативного правового акта:

пункт 54: деление класса на группы при изучении учебных предметов «Математика», «Физика», Химия», «Биология» на повышенном уровне;

Справочно:

Ранее деление на группы по указанным учебным предметам осуществлялось только в случае профильного направления – физико-математического или химико-биологического. Внесенные изменения позволяют делить класс на группы в случае изучения указанных учебных предметов в любом сочетании с другими учебными предметами.

пункт 54: деление класса на группы по учебному предмету «Иностранный язык» при условии наличия в каждой группе не менее 9 человек;

пункт 59: проведение факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования;

Справочно:

В связи с поэтапным введением учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» из указанного пункта исключено указание на конкретные классы, в которых изучаются данные факультативные занятия.

С 1 сентября 2018 г. в учреждениях общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» будут изучаться в качестве учебного предмета во II-VII классах, в качестве факультативных занятий – в VIII и IX классах.

Начиная с 2019/2020 учебного года «Основы безопасности жизнедеятельности» будут изучаться только в качестве учебного предмета во II-VIII классах.

пункт 64:возможность организации межшкольных факультативных занятий за счет не использованных отдельными учреждениями общего среднего образования учебных часов, финансируемых из бюджета в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида;

Справочно:

Ранее для организации межшкольных факультативных занятий можно было использовать только учебные часы, определенные типовым учебным планом исключительно учреждений общего среднего образования, расположенных в сельской местности.

пункт 95:унифицированы сроки приема документов в учреждения общего среднего образования различных видов. Основной акцент сделан на том, что все учащиеся, которые решили принять участие в конкурсе для получения среднего образования в X классе лицея, при приеме на свободные места в X-XI классы гимназий, гимназий-интернатов, XI класс лицея, в случае, если не прошли по конкурсу, имели возможность вернуться в учреждение общего среднего образования, в котором обучались ранее. В связи с изложением пункта 95 в новой редакции пункт 94 исключен;

пункт 117: унифицированы сроки оформления приказов о зачислении лиц, которые принимали участие в конкурсе, в число учащихся конкретного учреждения образования;

пункты 126 и 143: закреплено количество вступительных испытаний и принцип определения перечня учебных предметов, по которым проводятся вступительные испытания при приеме на свободные места в X-XI классы гимназий, гимназий-интернатов, X класс лицеев, а также на свободные места в XI класс лицеев.

Справочно:

При приеме на свободные места в X-XI классы гимназий, гимназий-интернатов, X класс лицеев, а также на свободные места в XI класс лицеев лицо, принимающее участие в конкурсе, сдает два вступительных испытания из числа учебных предметов, определенных учебным планом учреждения общего среднего образования для изучения на повышенном уровне.

Дополнения и изменения, связанные с реализацией Указа:

пункт 42: введено понятие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне;

пункт 43-1 – новый пункт, которым дополнено Положение об учреждении общего среднего образования;

Справочно:

«43-1. Классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне могут создаваться в учреждениях общего среднего образования на II и III ступенях общего среднего образования.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем учреждения общего среднего образования в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, желающих изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов, на основании заявлений этих лиц (законных представителей несовершеннолетних лиц) на имя руководителя учреждения общего среднего образования.»

Необходимо обратить внимание на следующее:

последняя часть данного пункта распространяется только на школы (базовые и средние), а на гимназии, гимназии-интернаты распространяются нормы Кодекса, которые нашли отражение в пункте 86 Положения об учреждении общего среднего образования;

введено не только понятие класса с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, но и группы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В связи с этим переформирование классов на II ступени общего среднего образования не допускается;

фактически дана законодательная норма о возможности изучения на повышенном уровне учебного предмета даже в группе при наличии не менее 5 / 3 учащихся (по аналогии с количеством групп для проведения факультативных занятий);

в связи с тем, что перечень учебных предметов для их изучения на повышенном уровне определяется директором в соответствии с учебным планом этого учреждения общего среднего образования, значительно возрастает ответственность директора и заместителей директора, при этом не столько материальная ответственность (общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета, определено типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида), а ответственность за определение тех направлений и учебных предметов, по которым есть высококвалифицированные кадры, есть соответствующая материально-техническая и учебная база и т.д.;

теоретически в одной параллели и на II, и на III ступени общего среднего образования может быть мультипрофиль. Вопрос заключается в возможности его организовать: и необходимое количество учебных часов, и расписание учебных занятий, и наличие достаточного количества учебных кабинетов, и т.д.;

пункт 84: четко определен перечень документов, которые предоставляются лицом в случае принятия решения об участии в конкурсе для получения среднего образования в гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, лицее при учреждении высшего образования;

Справочно:

Кроме документов, указанных в пункте 79 Положения об учреждении общего среднего образования, лицо (законный представитель несовершеннолетнего лица), которое желает принять участие в конкурсе для получения среднего образования в гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, лицее при учреждении высшего образования, предоставляет в приемную комиссию свидетельство об общем базовом образовании и при наличии права на льготы документы, подтверждающие право данного лица на льготы при приеме для получения среднего образования.

Особое внимание следует обратить на следующее:

1) льготы сохранены только для лиц, принимающих участие в конкурсе для получения среднего образования в гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, лицее при учреждении высшего образования;

2) зачисление вне конкурса распространяется:

в связи с отсутствием вступительных испытаний в V класс гимназий-интернатов только на лиц, поступающих на свободные места в X-XI классы гимназий-интернатов в соответствии с частью четвертой пункта 4 статьи 159 Кодекса;

на лиц, поступающих в X класс лицеев, а также на свободные места в XI класс лицеев, в соответствии с частью второй пункта 5 статьи 159 Кодекса;

  • преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление имеют:

при приеме для получения среднего образования на свободные места в X-XI классах гимназий, гимназий-интернатов, гимназий-колледжей искусств в соответствии с частью пятой пункта 4 статьи 159 Кодекса;

при приеме для получения среднего образования в лицеях, в том числе на свободные места, в соответствии с частью третьей пункта 5 статьи 159.

пункт 86: в указанном пункте в сжатом виде сформулированы основные принципиальные подходы к приему лиц для получения базового и среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств с учетом Указа и Кодекса.

Справочно:

1) Части третья и пятая пункта 86 – это прямые нормы Указа (подпункт 1.1 Указа):

«Прием лиц для получения базового образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств осуществляется без вступительных испытаний.» (часть третья)

«Прием лиц для получения базового образования в гимназиях-колледжах искусств осуществляется по конкурсу на основе проверки их способностей в области отдельных видов искусства.» (часть пятая)

2) Часть четвертая пункта 86 гарантирует учащимся, получившим начальное образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, по их желанию продолжить обучение в этих гимназиях, гимназиях-интернатах на II ступени общего среднего образования. Из этого следует, что учащиеся, получившие начальное образование в других учреждениях общего среднего образования, могут быть приняты в гимназии, гимназии-интернаты для обучения на II ступени общего среднего образования в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 55 «Об утверждении Инструкциио порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование».

3) Часть шестая пункта 86 – прямая норма Кодекса (пункт 4 статьи 159):

«Лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств, по их желанию продолжают обучение в этих гимназиях, гимназиях-интернатах на III ступени общего среднего образования без вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.»

4) Из частей первой и второй пункта 86 исключен прием для получения базового образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.